В теории цвета синий, красный и жёлтый – основные три в цветовом спектре, их ещё называют «чистыми», потому что их нельзя получить смешением других оттенков. Синий, красный и жёлтый в книге Ноэль Шатле – это три женских судьбы, три возраста, три варианта счастья.
Счастье успешной Соланж, казалось бы, налицо: красивая, состоявшаяся женщина, добившаяся всего в ежедневном сражении с жизнью – с её бешеным ритмом, ускоренным временем, пульсацией толпы, чьей частью являешься. Но в один из таких обычных дней Соланж заворожена обликом и походкой старой дамы в синем платье, двигающейся совсем в другом, спокойном темпе. И однажды Соланж замедлила шаг… Ей захотелось вдруг заглянуть в будущее, она «ищет себя там, где её пока что нет, но где она непременно окажется». Соланж стала интересна старость, она решила попробовать её на вкус, и ей понравилось, как понравилась сразу новая плавная походка, «потому что здесь нет принуждения, нет насилия». Старости, оказывается, присущ естественный ритм, далёкий от «скачек с препятствиями». И только в этом ритме возможно получить маленькие будничные радости от простых вещей и можно увидеть то, что раньше не замечал, – это и есть ощущение полноты существования. Незнакомая дама в синем, не ведая того, привела к переосмыслению всей жизни вполне современной женщины.
А вот и жизнь той самой старой дамы – «что комната, что жизнь – в вяло-бежевых тонах»… Она много лет ничего страстно не желала, хотя в молодости Марта была чувствительной и романтичной особой. Размеренная жизнь в замужестве и вдовстве, чудесные дети и внуки, дни упорядочены и однообразны, как привычная старческая боль в бедре. Встретив Человека-с-тысячей-шарфов, Марта вновь обретает способность к желаниям, как будто она «очнулась от сна, обожжённая миром», как будто выбралась из «не-существования». Случившуюся любовь она воспринимает как дар: вся прожитая жизнь была чёрно-белой, а «цветной фильм её жизни начался только сейчас», она остро чувствует себя живой женщиной, Женщиной-маков цвет. Как-то на улице Марта встретила ту самую Женщину-маков цвет и почувствовала, что их души подчиняются одному ритму, а красный, запретный цвет - означает свободу и молодость.
Свободнее, чем в детстве, не чувствует себя человек никогда. Все чувства – всегда новые, незнакомые, ведь только начинается постижение жизни. Для маленькой Матильды летние каникулы в деревне – это бездна впечатлений, от видов природы, звуков и запахов, ярких цветов. Матильда эмоционально реагирует на окружающий её огромный мир, постигая его гармонию, – и как маленький художник, и как маленькая женщина. Всё в её мире солнечного цвета – и разговаривающие с ней подсолнухи, и платьице в горошек, и первая любовь. За одни короткие каникулы, познав и радость, и печаль, Матильда «почувствовала, что выросла на этой новой для неё земле».
Самое чудесное в книге Ноэль Шатле, что присуще вообще француженкам в литературе, – это определённая атмосферность, передача настроения, будто находишься рядом и ощущаешь те же запахи, слышишь те же звуки, видишь синий, красный, жёлтый… Ты просто очарован маленьким миром каждой женщины, независимо от её возраста, и вместе с каждой из них проходишь путь преображения.
Глазырина И. И.
к списку