Главная страница  О библиотеке  Электронная библиотека  Услуги  Полезная информация  

О библиотеке
Миссия
Краткая информация
Структура
Реквизиты
Информация для читателей
Часы работы подразделений

Книгообеспеченность
Основные сведения
Регламентирующие документы
Новые поступления учебной литературы
Форма заявки на приобретение учебной литературы
Форма заявки на доступ к ЭБС
Учебные электронные издания

Услуги
МБА и ЭДД
Библиографическое обслуживание
Форма заявки на проведение тематической выставки
Дополнительные услуги

 

Что читаем сегодня? Версия для печати

Было или не было (о книге Георгия Данелии «Безбилетный пассажир»)

Георгий Данелия, собираясь писать книгу, хотел вспомнить всех, с кем работал, с кем дружил, у кого учился. Но книга, составленная из маленьких историй и баек кинорежиссера, совсем не похожа на справочник, в ней – бьющая через край жизнь, где упоминаются те, «кто повстречался по дороге повествования». «Было это в конце прошлого столетия в солнечном черепичном городке. А может, этого и не было... Нет, пожалуй, все-таки, было», – звучит голос за кадром в начале фильма «Не горюй!». Примерно так же построено и повествование в этой простой, смешной и грустной, очень доброй и доброжелательной книге, где встречается огромное количество знаменитых (и знаменитейших!) имен, но нет ни грамма негатива, компрометирующих фактов и чего-нибудь остренького, что так любят, к сожалению, и публиковать, и читать в наше время.
Снимая свои комедии, Данелия снимал жизнь так, как он ее видел. Им был создан жанр лирической комедии – когда смех сквозь слезы, он называл их «лекарством против стресса». Сам Данелия говорит, что ему очень везло: он снимал только то, что хотел. И как же тогда повезло нам, что с нами остались его фильмы: «Я шагаю по Москве», «Тридцать три», «Не горюй!», «Мимино», «Афоня», «Осенний марафон», «Кин-дза-дза». В книге рассказывается не только о том, как снимались эти фильмы, но и о том, как режиссер Данелия стал режиссером, а кроме того – и блестящим сценаристом (не случайно так хорош язык книги, так ярко выписаны образы всех людей – запоминаются все детали, несколькими штрихами дается характер).
Режиссерские находки, как рассказывает автор, бывали случайными, но оказывались к месту. Были и актерские открытия: талисманом Данелии на многие годы стал Евгений Леонов, затем – Вахтанг Кикабидзе, Фрунзик Мкртчян... Такие актеры задавали тон стилистике фильмов, чтобы «жизнь озирать сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы» (Гоголь Н.В.).
Много раз бывал Данелия и на международных кинофестивалях, в тех же Каннах. И фильмы его были очень успешны и всемирно признаваемы – наверное, потому что были созвучны всем людям?.. Так же не без юмора описывает он приключения «наших за границей», ведь одним из них он был сам. Его кумиром был Федерико Феллини, и Данелия    в своем творчестве очень близок к Феллини, к итальянскому кино. Фильм «Не горюй!», кстати, был высоко им оценен, серебряная медаль «Амаркорд» (ее история и изображение – на обложке книги) – оказалась самой ценной наградой, потому что ее передал нашему режиссеру сам маэстро Феллини. А Георгий Данелия, с присущей ему скромностью, пишет в своей книге: «Когда превозносят мое творчество – не скрою, конечно, приятно, но чувствую я себя при этом, примерно, как безбилетный пассажир в трамвае: вот сейчас войдет контролер, оштрафует и попросит выйти вон!» (высокая планка требовательности к себе и к другим всегда существовала у Данелии).
И, конечно, большая часть книги отведена Грузии. Там жили родственники Данелии: его знаменитая тетя Верико Анджапаридзе, его не менее знаменитая двоюродная сестра Софико Чиаурели; там он черпал вдохновение для своих колоритных фильмов; там, в атмосфере грузинского гостеприимства, рождалась дружба длиною в жизнь. Совсем не удивительно, что фильм «Не горюй!», снятый по роману французского писателя Клода Тилье «Мой дядя Бенжамен», вдруг оказался грузинским! «Герои, став грузинами, начали походить на моих друзей, родственников и знакомых... Они жили как хотели, ссорились и мирились, кутили и пели...». При всем при этом Данелия всегда был москвичом!.. Да и «Я шагаю по Москве», наверное, мог снять только москвич, тонко чувствующий время.
Книгу Георгия Данелии трудно закрыть, хочется возвращаться вновь и вновь к полюбившимся историям и полуулыбке Мастера. Хочется узнать больше о людях, так интересно им обрисованных, и – пересмотреть все его замечательные фильмы, наслаждаясь и улавливая теперь все мельчайшие нюансы. Хорошо, что есть эта книга. Хорошо, что у нас был такой режиссер.

Глазырина И. И.

к списку


Вверх
ЭБС
Как зарегистрироваться и работать в ЭБС
ЭБС АлтГУ
ЭБС «Лань»
Университетская библиотека online
ЭБС "Юрайт"
Консультант студента
ЭБ Издательского центра "Академия"
ЭБС Znanium
Периодические издания

Электронная библиотека
Электронный каталог
Электронные ресурсы
Ресурсы Президентской библиотеки имени Б.Н.Ельцина
Реферативные журналы ВИНИТИ (2000-2009 гг.)
Библиографические указатели
Публикации сотрудников библиотеки

Полезная информация
Для тех, кто пишет диссертацию, дипломную, курсовую работу, реферат
Расшифровка сигл хранения литературы

Из фондов библиотеки
Что читаем сегодня?
В помощь студенту-иностранцу

Книжные выставки
Виртуальные выставки

Ссылки в Интернет
Электронные каталоги библиотек
Тематические ссылки



 Алтайский государственный университет Copyright © НБ АлтГУ