«Dura lex sed lex» (Закон суров, но это закон).
[Латинский афоризм]
«Закон – что дышло: куда повернёшь – туда и вышло».
[Русская пословица]
Британский Закон о детях 1989 года предполагает, что благополучие ребёнка имеет первостепенное значение. Любые семейные конфликты – это прежде всего отражение острых проблем общества. Таким образом, роман современного английского классика Макьюэна – роман социальный. Вот и главная героиня, судья Фиона Мей, понимает, что «благополучие – понятие социальное. Ни один ребёнок не остров...» Но в то же время «благополучие – понятие изменчивое, оценивать его надо по меркам разумных мужчин и женщин своего времени». Судья решает очень непростые вопросы в рамках семейного права – и каких только случаев нет в её практике!.. Семейное право поистине - «кладезь личной драмы». Но судья Фиона Мей как профессионал высокого класса, идеальный представитель судебной системы всегда способна вынести грамотное и разумное решение: «Она верила, что вносит разумность в безнадёжные ситуации». Ведь вся её жизнь посвящена прежде всего работе, так что даже детей завести было некогда («вся она принадлежит закону, наподобие невест Христовых в Средние века»), но Фиона чувствует себя комфортно в устоявшемся, привычном мирке. Этот, казавшийся ей полным и насыщенным, мир рушится буквально на глазах с внезапным и непонятным уходом мужа, которому, оказывается, не хватало семьи и ласки. И вот оно – «ледяное предчувствие отверженности, унижения», «печаль и подсчёт обид – но настоящий гнев был впереди», а в миру надо «держать лицо», продолжать работать и решать те самые сложные вопросы – про благополучие детей. Личная душевная драма частично пробивает брешь в стене мира «интенсивной рациональности». В это же время в суде рассматривается дело больного лейкемией подростка: его родители и он сам отказываются от переливания крови по религиозным убеждениям. Юному Адаму Генри, безусловно талантливому (пишет стихи, учится играть на скрипке, интересуется всем на свете), просто нравится образ мученика, а его родители веруют в то, что «всякая жизнь – дар Господа. Он её и отберёт». Адам – наивно-романтичный в свои ещё не исполнившиеся восемнадцать, полный жизни и энергии даже на пороге смерти, радостно открытый всему новому. Знакомство с ним и беседа позволяют судье Фионе Мей принять решение во имя сохранения жизни, вопреки воле мальчика и его родителей, потому что «взяться за скрипку, да и за любой инструмент – это проявление надежды, это предполагает будущее». Это решение переворачивает всю жизнь подростка, меняет всё его мировоззрение, по его словам - «всё рухнуло в правду», но впереди – вся жизнь и любовь. И теперь Адаму надо, чтобы ему помогли разобраться, повели за собой. Он всей душой тянется к Фионе, к той, что спасла его и показала другой путь. Он так доверчиво смотрит на ту, кто пел под мелодию его скрипки! Она нужна ему как проводник, наставник, самый близкий в настоящем человек, которому он верит. Его письма к судье полны надеждой, а от личной встречи он ждёт так много!.. Увы, судья Фиона Мей «думала, что её ответственность кончается за стенами суда...» Принимать участие в дальнейшей судьбе ребёнка она считает неправильным. Но все мы помним, что «ты в ответе за тех, кого приручил» (А. де Сент-Экзюпери, «Маленький принц»). Трагедия – в последующей гибели того, кого оттолкнул, предал. Что остаётся в дальнейшем? – Только муки совести, воспоминания о единственно счастливом фиалковом взгляде, о том, «как чистый мальчик любил жизнь, и о своей причастности к его смерти».
Глазырина И. И.
к списку