Собаку действительно убили. Но дело, в общем-то, не в собаке, хотя «они преданные и честные и некоторые собаки умнее и интереснее, чем многие люди». А люди – стихийно эмоциональны, их поступки не подчиняются законам математической логики, они могут даже убить собаку...
Мы смотрим на всё происходящее глазами мальчика, даже юноши (ему уже пятнадцать) Кристофера Буна, подробно описывающего события в своей книге, ведь он, как его любимый герой Шерлок Холмс, ведёт расследование. Ещё Кристофер любит математику, физику, логические задачи и схемы, свою крысу Тоби и собак, обладает уникальной памятью, но он совершенно не выносит малейших прикосновений к себе, большие скопления людей, шум, незнакомцев, перестановку вещей и жёлтый и коричневый цвет. Он – особенный, из разряда «с поведенческими проблемами», он посещает специальную школу, где таким, как он, пытаются помочь адаптироваться к хищно-клыкастой действительности, научить «быть добрым и помогать другим»: «Но я не хочу, чтобы моё имя обозначало историю о том, как быть добрым и помогать другим. Я хочу, чтобы моё имя обозначало меня». Мир вокруг нас глазами человека-аутиста – это странный, опасный, гротескный мир « не по правилам», ведь жизнь не даёт чётких ответов. Особенно непонятны чувства и эмоции людей: «Люди считают себя не такими, как компьютеры, потому что у них есть чувства, а у компьютеров – нет. Но испытывать чувства – это значит просто иметь картинку на экране в своей голове. И она может представлять собой то, что произойдёт завтра, или в будущем году, или могло бы произойти, вместо того, что случилось на самом деле. И если это счастливая картинка, они улыбаются, а если картинка печальная – они плачут». Кристофер совершает большое путешествие в поисках матери – он самостоятельно едет в Лондон, преодолевая страх перед всем, что он не мог просто физически выносить. И это огромный шаг в его внутреннем развитии, по сути – просто подвиг: «...в своей жизни ты вынужден принимать множество решений, и если ты их не принимаешь, то никогда ничего не сделаешь». Не стоит удивляться, что рассказ мальчика щедро сопровождён рисунками, схемами, решением задач. Он приходит к выводу, что его любимые в математике простые числа похожи на жизнь: «Они очень логичные, но вы никогда не сможете выработать для них правила, даже если будете постоянно думать только об этом». И пусть физические прикосновения по-прежнему невыносимы (даже с родителями – лишь подушечками пальцев!..), Кристофер уже направлен в будущее, у него есть мечты и желания (сдать экзамены, поступить в университет, стать учёным). «Я знаю, что смогу это сделать, потому что я сумел самостоятельно съездить в Лондон и потому что я сумел выяснить, кто убил Веллингтона. Ещё я нашёл свою мать, я был смелым, я написал книгу, и это значит, что я могу всё».
Глазырина И. И.
к списку