Главная страница  О библиотеке  Электронная библиотека  Услуги  Полезная информация  

О библиотеке
Миссия
Краткая информация
Структура
Реквизиты
Информация для читателей
Часы работы подразделений

Книгообеспеченность
Основные сведения
Регламентирующие документы
Новые поступления учебной литературы
Форма заявки на приобретение учебной литературы
Форма заявки на доступ к ЭБС
Учебные электронные издания

Услуги
МБА и ЭДД
Библиографическое обслуживание
Форма заявки на проведение тематической выставки
Дополнительные услуги

 

Что читаем сегодня? Версия для печати

«Мир Дому сему» (о книге Мариам Петросян «Дом, в котором…»)

«Вы дому не нужны – чего ради вы так
низко опускаетесь и нуждаетесь в нём -
уходите-уезжайте далеко-далеко от дома».
(Б. Дилан. Тарантул)


Совсем сложно что-то объяснить об этой книге тому человеку, кто не увлёкся ей с первых страниц. Поэтому совершенно определённо не стоит её читать: тому, кто не любит большие тексты (около 1000 страниц!); тому, кто боится заглянуть в «больные» темы (только не про детей-инвалидов!); тому, кто не видит метафоры и скрытые смыслы. Хотя многие дети-подростки, молодёжь воспринимают её просто каким-то внутренним чутьём, а интерпретаций прочтения существует бесконечное множество.
Серый Дом, находящийся «на нейтральной территории между двумя мирами» - приют для «ничейных» детей, детей с физическими недостатками. Этот Дом и есть для них – весь мир, целая Вселенная, где существует своя реальность, в которой они – все равны.
«К входящему Дом поворачивается острым углом. Это угол, об который разбиваешься до крови. Потом можно войти».
«В Доме горбатых называли Ангелами, подразумевая сложенные крылья, и это была одна из немногих ласковых кличек, которые Дом давал своим детям».
«Привет всем выкидышам, недоноскам и переноскам... Всем уроненным, зашибленным и недолетевшим! Привет вам, «дети стеблей»!» (надпись на стене Дома)
Дом принимает всех – такими, какие они есть. Слепой ты, или безрукий, или неходячий колясочник, или совсем неразумный – ты обитатель Дома, отвергающего Наружность (внешний мир и его оценки), в ограниченном пространстве которого больше ценится сила духа, а не тела. А одиноким в стае быть трудно: «Одиночка плюс одиночка – двое одиночек. А ещё десять – это уже целое море одиночества...» - так рассуждал Волк. Клички-имена героев – как при обряде инициации, настоящие имена оставлены в прежнем мире. И, кажется, имя даёт сам Дом: Слепой, Сфинкс, Курильщик, Волк, Табаки, Македонский, Лорд и другие – роман многонаселён, герои живут «стаями» (Птицы, Псы, Фазаны, Крысы, Бандерлоги), в каждой стае есть свой вожак. Имена со временем могут меняться, вместе с изменением в характере, они как будто продиктованы самой сущностью человека. Разбираться кто есть кто в дальнейшем становится даже увлекательно, а из историй жизни жильцов складывается история самого Дома – временами вполне реалистичная, жёстко-прозаичная, временами – уходящая в тёмную мистику, в потусторонность, в ирреальность Леса, куда попадают только особо избранные, Ходоки и Прыгуны. Время в Доме – понятие относительное, оно может удлиняться и укорачиваться, если надо, сворачиваться в клубок:
«Жизнь не течёт по прямой. Она – как расходящиеся по воде круги. На каждом круге повторяются старые истории, чуть изменившись, но никто этого не замечает. Никто не узнаёт их. Принято думать, что время, в котором ты, - новенькое, с иголочки, только что вытканное. А в природе всегда повторяется один и тот же узор. Их на самом деле совсем не много, этих узоров». Так рассуждает болтливый Табаки, больше всего на свете не любящий часы.
Вновь и вновь в истории Дома всплывают рассказы о давнем прошедшем, когда ещё Сфинкс был Кузнечиком, и был жив любимый всеми детьми воспитатель, «ловец детских душ» Лось. И тогда «не было надежды проникнуть в их мир. Они его придумали сами. Свой мир, свою войну и свои роли». В этом мире удивительно естественно соседствует кровавая жестокость и трогательная, нежная забота друг о друге. Здесь живут привидения и ангелы во плоти, превращающиеся в драконов, и есть свой хранитель времени.
Большую часть романа мы смотрим на происходящие события глазами новичка Курильщика, поэтому нам, как и ему , многое непонятно и раздражает от непонятности. Но, как и Курильщик, мы осваиваемся, впитываем мудрость и желания Дома – через сказки и притчи:
«Страсть жителей Дома ко всяким небылицам родилась не на пустом месте. Так они превращали горе в суеверия. Суеверия в свою очередь превращались в традиции, а к традициям быстро привыкаешь». Мифы и легенды Дома указывают на его вечность и глубокую многогранность.
Уйти из Дома в Наружность, в реальный мир, для многих – непосильно, поэтому часть ребят накануне выпуска выбирает другой, потусторонний мир, где искажено время и пространство (и не это ли метафора нашего общего страха перед страшным временем, страшной действительностью?) Сфинкс чувствует: «Дом смотрит на него прозрачными глазами Слепого, Дом не хочет его отпускать». Дилемма: остаться в Доме, с Домом или оторваться от него – и каждый выбирает свой путь. Но, даже начав другую жизнь, все так или иначе связаны с Домом навек.
Да и в нашей жизни – «всё больше «Дома», а в «Доме» всё больше нас» (Г. Юзефович)

Глазырина И. И.

к списку


Вверх
ЭБС
Как зарегистрироваться и работать в ЭБС
ЭБС АлтГУ
ЭБС «Лань»
Университетская библиотека online
ЭБС "Юрайт"
Консультант студента
ЭБ Издательского центра "Академия"
ЭБС Znanium
Периодические издания

Электронная библиотека
Электронный каталог
Электронные ресурсы
Ресурсы Президентской библиотеки имени Б.Н.Ельцина
Реферативные журналы ВИНИТИ (2000-2009 гг.)
Библиографические указатели
Публикации сотрудников библиотеки

Полезная информация
Для тех, кто пишет диссертацию, дипломную, курсовую работу, реферат
Расшифровка сигл хранения литературы

Из фондов библиотеки
Что читаем сегодня?
В помощь студенту-иностранцу

Книжные выставки
Виртуальные выставки

Ссылки в Интернет
Электронные каталоги библиотек
Тематические ссылки



 Алтайский государственный университет Copyright © НБ АлтГУ