Скелетом (не побоюсь этого слова) романа «Люди в голом» являются старые добрые питерские байки, давно уже заслужившие звания отдельного жанра (М.И. Веллер, С.Д. Довлатов, да и сам А.С. Пушкин в своих произведениях любил обращаться к петербургским историям и легендам). Хотя, есть в этой книге одна особенность – она насквозь биографична, и все, о чем узнает читатель, происходит с ее главным героем и, по совместительству, автором – Андреем Аствацатуровым.
Мир петербургской потомственной интеллигенции: круг общения – сплошь неординарные личности (многие из которых известны всем, да что там – знамениты!), дедушка академик, дача в Комарове, элитная школа и т.д., и т.п. А главное – необходимость этому всему соответствовать. «Сейчас, по прошествии стольких лет, мне иногда кажется: папины мрачные предчувствия сбылись. Я ничего в жизни толком не добился». Мальчик с серебряной ложкой во рту, талантливый, постоянно рефлексирующий, не лишенный, к сожалению, этого вот снобизма рафинированного интеллектуала, столичного жителя: «Такой тип девушек вы хорошо знаете. От них разит каким-то ужасающим захолустьем. Они приезжают к нам обычно из глухой провинции и полагают, что, разведя на лице черные и красные кляксы, быстрее смогут приобщиться к питерским нравам».
Ирония – по отношению к себе (что приятно), а особенно к другим персонажам романа (что тоже приятно, но уже не так), легкий язык повествования, откровенность, незамысловатая обнаженность души как натуры, изысканная пошлятина и аристократичная манерность. На самом деле, эта гремучая смесь делает книгу не просто читабельной – интересной и захватывающей. А насчет правдивости и искренности, кстати, есть отличная цитата из текста данного произведения: «Искренность хороша, но ей, знаете ли, недостает воображения…». А далее – понимайте как можете, дорогие читатели.
О. М. Битюцких
к списку