Символизм зародился во Франции. Символисты противопоставляют мир внутренний и мир внешний и признают внутренний мир первичным, а мир внешний – вторичным. Формой познания мира стал символ. Задачей поэта становится передать через стихотворение определённое настроение. Лирический герой цикла предстает несомненным индивидуалистом, человеком не только одиноким, но и ищущим одиночества, живущим своей внутренней жизнью, который чужд общественным интересам.
«Трагический тенор эпохи» - говорила о нём Анна Ахматова.
Я вам поведал неземное.
Я все сковал в воздушной мгле.
В ладье — топор.
В мечте — герои.
Так я причаливал к земле.
«Чем дальше, тем яснее проступала для меня одна черта в Блоке, - двойная: его трагичность, во-первых, и, во-вторых, его незащищённость… от чего? Да от всего: от самого себя, от других людей, от жизни и от смерти. Но как раз в этой трагичности и незащищённости лежала и главная притягательность Блока...». Это слова Зинаиды Гиппиус о поэте.
Став старше, и пережив удары судьбы, Блок отказывается от символизма. Стих «Ночь, улица, фонарь, аптека», который он написал в 1912 году – один из первых стихов нового для поэта направления. В стихе явно то, что поэт уже не верит в вечную жизнь как продолжение физической, не верит в рай и ад, проповедуемые христианством. Даже реинкарнация, существование которой он допускает, не дает ему ни основания для покоя, ни надежды. Два четверостишия, в котором второе зеркально отражает первое. Так же, как аптека отражается в «ледяной ряби канала».
Ночь, улица, фонарь, аптека.
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века –
Всё будет так – исхода нет.
Умрёшь – начнёшь опять сначала,
И повториться всё, как встарь.
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
Его стихи очень музыкальны.
Он добивается музыкального звучания стихотворений с помощью различных средств, как правило, это разного рода (ритмические, звуковые, лексические) повторы:
Ни любви, ни тоски, ни обиды.
Все померкло, прошло, отошло...
Или, например, такие строки:
Вот лицо возникает из кружев,
Возникает из кружев лицо.
Воплощением революционной стихии делает Блок метель и пожар в своей поэме “Двенадцать”:
Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем...
Глубоко символичен в поэме и образ Христа. Его нельзя назвать однозначным. В самом деле, Христос идет впереди двенадцати, но, может быть, не как невидимый вождь, а как жертва, или судия, или пророк. Пожалуй, для самого автора фигура Христа — выражение страстной жажды обновления, веры в истину, в любовь и добро.
Дмитриева М. В.
к списку