Главная страница  О библиотеке  Электронная библиотека  Услуги  Полезная информация  

О библиотеке
Миссия
Краткая информация
Структура
Реквизиты
Информация для читателей
Часы работы подразделений

Книгообеспеченность
Основные сведения
Регламентирующие документы
Новые поступления учебной литературы
Форма заявки на приобретение учебной литературы
Форма заявки на доступ к ЭБС
Учебные электронные издания

Услуги
МБА и ЭДД
Библиографическое обслуживание
Форма заявки на проведение тематической выставки
Дополнительные услуги

 

Что читаем сегодня? Версия для печати

О книге Александра Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека»

Символизм зародился во Франции. Символисты противопоставляют мир внутренний и мир внешний и признают внутренний мир первичным, а мир внешний – вторичным. Формой познания мира стал символ. Задачей поэта становится передать через стихотворение определённое настроение. Лирический герой цикла предстает несомненным индивидуалистом, человеком не только одиноким, но и ищущим одиночества, живущим своей внутренней жизнью, который чужд общественным интересам. «Трагический тенор эпохи» - говорила о нём Анна Ахматова.

Я вам поведал неземное.
Я все сковал в воздушной мгле.
В ладье — топор.
В мечте — герои.
Так я причаливал к земле.


«Чем дальше, тем яснее проступала для меня одна черта в Блоке, - двойная: его трагичность, во-первых, и, во-вторых, его незащищённость… от чего? Да от всего: от самого себя, от других людей, от жизни и от смерти. Но как раз в этой трагичности и незащищённости лежала и главная притягательность Блока...». Это слова Зинаиды Гиппиус о поэте.
Став старше, и пережив удары судьбы, Блок отказывается от символизма. Стих «Ночь, улица, фонарь, аптека», который он написал в 1912 году – один из первых стихов нового для поэта направления. В стихе явно то, что поэт уже не верит в вечную жизнь как продолжение физической, не верит в рай и ад, проповедуемые христианством. Даже реинкарнация, существование которой он допускает, не дает ему ни основания для покоя, ни надежды. Два четверостишия, в котором второе зеркально отражает первое. Так же, как аптека отражается в «ледяной ряби канала».

Ночь, улица, фонарь, аптека.
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века –
Всё будет так – исхода нет.

Умрёшь – начнёшь опять сначала,
И повториться всё, как встарь.
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.


Его стихи очень музыкальны. Он добивается музыкального звучания стихотворений с помощью различных средств, как правило, это разного рода (ритмические, звуковые, лексические) повторы:

Ни любви, ни тоски, ни обиды.
Все померкло, прошло, отошло...


Или, например, такие строки:

Вот лицо возникает из кружев,
Возникает из кружев лицо.


Воплощением революционной стихии делает Блок метель и пожар в своей поэме “Двенадцать”:

Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем...


Глубоко символичен в поэме и образ Христа. Его нельзя назвать однозначным. В самом деле, Христос идет впереди двенадцати, но, может быть, не как невидимый вождь, а как жертва, или судия, или пророк. Пожалуй, для самого автора фигура Христа — выражение страстной жажды обновления, веры в истину, в любовь и добро.

Дмитриева М. В.

к списку


Вверх
ЭБС
Как зарегистрироваться и работать в ЭБС
ЭБС АлтГУ
ЭБС «Лань»
Университетская библиотека online
ЭБС "Юрайт"
Консультант студента
ЭБ Издательского центра "Академия"
ЭБС Znanium
Периодические издания

Электронная библиотека
Электронный каталог
Электронные ресурсы
Ресурсы Президентской библиотеки имени Б.Н.Ельцина
Реферативные журналы ВИНИТИ (2000-2009 гг.)
Библиографические указатели
Публикации сотрудников библиотеки

Полезная информация
Для тех, кто пишет диссертацию, дипломную, курсовую работу, реферат
Расшифровка сигл хранения литературы

Из фондов библиотеки
Что читаем сегодня?
В помощь студенту-иностранцу

Книжные выставки
Виртуальные выставки

Ссылки в Интернет
Электронные каталоги библиотек
Тематические ссылки



 Алтайский государственный университет Copyright © НБ АлтГУ