2 марта родился Евгений Абрамович Баратынский (в некоторых источниках – Боратынский) (1800-1844), один из крупнейших русских поэтов эпохи романтизма.
Иосиф Бродский говорил о нём так: «Я думаю, что Баратынский серьёзнее Пушкина. Разумеется, на этом уровне нет иерархии, на этих высотах...».
Сам Пушкин отзывался о нём: «Он у нас оригинален – ибо мыслит. Он был бы оригинален и везде, ибо мыслит по-своему, правильно и независимо, между тем как чувствует сильно и глубоко!».
Элегии Баратынского приобрели наибольшую известность и были высоко оценены современниками. Представляете, как трудно было быть литературным современником Пушкина и в то же время сохранить творческую самобытность? Но он всегда был самобытным и упрямо шёл своим путём. Русские поэты Серебряного века - Валерий Брюсов, Александр Блок и многие другие считали его своим учителем.
Родился Евгений Баратынский (Боратынский) Тамбовской губернии в небогатой дворянской семье. Поэтическое дарование проявилось довольно рано в годы учёбы в Петербурге в Пажеском корпусе и было сразу оценено Антоном Дельвигом, тогда же завязались приятельские отношения с Александром Пушкиным и Вильгельмом Кюхельбекером.
В печати стали появляться первые произведения: послания «К Креницыну», «Дельвигу», «К Кюхельбекеру», элегии, мадригалы, эпиграммы. В 1920 году была напечатана поэма «Пиры», принесшая автору успех. Но истинный успех выпал на долю поэта с выходом первого сборника стихов 1827 года. Тогда Пушкин назвал Баратынского «одним из первоклассных наших поэтов».
Он не был декабристом, но их идеи о свободе захватили его мысли. Ребусы его поэзии можно разгадывать бесконечно, много раз обращаясь к стихам, перечитывая их, каждый раз находя в них что-то новое для себя.
В 1820 году Баратынского переводят в Нейшлотский полк, расквартированный в Финляндии, в которой поэт провёл почти шесть лет. Попытки друзей добиться его производства в офицеры наталкивались на отказ царя. Действительной причиной этого отказа было недоброжелательное отношение к молодому поэту, связанное с его неблагонадежными дружескими связями, оппозиционными высказываниями, которые не раз доводилось от него слышать, и независимым, вольнолюбивым характером его творчества.
Имя и произведения Баратынского быстро стали известны всей читающей России. Элегия «Финляндия» (1820), другие стихотворения, посвященные краю, где проходили годы его службы, а позднее поэма «Эда» (1826) закрепили за ним репутацию «певца Финляндии». Его произведения читались и неизменно одобрялись в Вольном обществе любителей российской словесности.
Тогда, в Финляндии, он говорил: «...На ногах моих оковы», но внутренне чувствовал себя свободным: он победил печаль и «не убит неволей»: «Еще я бытия владею лучшей долей. Я мыслю, чувствую: для духа нет оков...». Позже, когда его перевели в Москву и произвели в офицеры, он уже не чувствовал свободы внутренней, подавленное восстание декабристов отразилось на его душевном состоянии и, конечно же, на его поэзии.
Так ка стихи его были полны философского смысла, они редко становились песнями и романсами. Самым известным романсом на его стихи стал романс «Разуверение» («Не искушай меня без нужды...»), музыку к которому написал Михаил Глинка.
Дмитриева М. В.
к списку