150 лет назад (20 ноября 1869 года) родилась Зинаида Николаевна Гиппиус – поэт, прозаик, драматург, публицист, уникальная, незаурядного ума личность. Современники называли её «декадентской мадонной». О златовласой представительнице Серебряного века русской литературы говорили, что Бог удостоил её «ручной выделки», выпуская остальных людей «сериями». Она и её муж Дмитрий Мережковский считаются идеологами русского символизма. «Высокая, стройная блондинка с длинными золотистыми волосами и изумрудными глазами русалки, в очень шедшем к ней голубом платье, она бросалась в глаза своей наружностью. Эту наружность несколько лет спустя я назвал бы боттичеллиевской. …Весь Петербург её знал, благодаря этой внешности и благодаря частым её выступлениям на литературных вечерах, где она читала свои столь преступные стихи с явной бравадой», писал о З. Гиппиус один из первых символистских издателей П. П. Перцов.
Она была не только поэтесса, но и литературный критик, прозаик. В литературных кругах Петербурга - на передовых позициях. При её содействии состоялся литературный дебют Александра Блока, она вывела в люди начинающего Осипа Мандельштама, ей принадлежит первая рецензия на стихи никому не известного тогда Сергея Есенина.
Писать стихи Зинаида Гиппиус начала с семи лет, с 1888 года они появляются в печати.
Она писала стихи, словно молитву.
О, счастье так хрупко, тонко:
Вот слово, будто меж строк;
Глаза больного ребёнка;
Увядший в воде цветок.
Поэтесса отвергала большевистский переворот, видя в нем акт против свободы и человеческого достоинства в 1919 ей вместе с Мережковским удалось выехать сначала в Варшаву, а потом в Париж. Там она стала одной из самых значительных поэтесс эмиграции. Один сборник "Стихи" вышел в Берлине, другой — "Сияния" — в Париже. Большим вниманием пользовалась также ее публицистика, особенно — книга "Живые лица".
До перестройки ее произведения в СССР не издавались, но в Мюнхене в начале 70-х годов печатались репринтные издания.
Лирика Гиппиус глубока по мысли, религиозна и совершенна в формальном отношении. Поэтесса вышла из круга символистов, для которых литература являлась частью широко понимаемого культурного процесса и средством выражения высшей духовной реальности. Человек, любовь и смерть — вот основные темы, круг которых захватывает ее поэзия. Поэзия для Зинаиды Гиппиус означает духовный опыт и постоянный философски-психологический спор с собой и с несовершенством земного существования. При этом интеллектуальный блеск соединяется у нее с поэтической восприимчивостью.
Гиппиус предъявляла к поэзии высокие, предельные требования религиозного служения красоте и истине («стихи — это молитвы») и в своих оценках была предельно откровенна и резка. При этом многие отмечали, что дом Мережковских в Петербурге был «настоящим оазисом русской духовной жизни начала XX столетия». А. Белый говорил, что в нём «воистину творили культуру. Все здесь когда-то учились». По словам Г. В. Адамовича, Гиппиус была «вдохновительницей, подстрекательницей, советчицей, исправительницей, сотрудницей чужих писаний, центром преломления и скрещения разнородных лучей».
Дмитриева М. В.
к списку