Книга Е.Гришковца, основанная на его интернет-дневнике, читалась нескоро. Во-первых, сказалось предубеждение к чрезмерно активной интернет-жизни с её разнузданной свободой слова. Во-вторых. насторожило, что это четвёртая(!) книга, основанная на интернет-дневнике Гришковца (а сериалы всегда настораживают).Ну, а в-третьих, как выяснилось, читать быстро подобное по жанру просто невозможно.
По временным границам книга – не новая: охватываются события 2010-2011 годов. Но интересно оказалось и это: читая о недалёком прошлом, отмечать, что изменилось в стране за семь лет и изменилось ли.
Выяснилось, что Гришковец закрыл-таки свой блог в ЖЖ, потому что именно в его интерактивности увидел опасность и вред, почувствовал «невыносимую усталость» от людской жестокости и злобы – и это очень даже понятно. Затем Гришковец пишет, что «открыл радость написания публицистики», поэтому продолжил вести дневник у себя на сайте, но уже без интерактивности, без обратной связи: «Я отношусь к своему новому дневнику как к некой стенгазете, как к некоему отрывному календарю, который сам для себя завёл и сам наполняю содержанием».
Перед нами предстает будничная жизнь творческого человека, живущего в России в указанное время, человека образованного, мыслящего, ироничного. Естественной составляющей жизни такого человека являются поездки – по России, по ближнему и дальнему зарубежью. Во многих театрах идут его спектакли, выпускаются его книги, снимаются фильмы. Между прочим, человеку, знающему Гришковца только как хорошего писателя-рассказчика, совсем не лишним было узнать, насколько он разносторонен. Многие события культурной жизни тоже стали открытием; заинтересовали имена – писателей, кинематографистов, музыкантов, артистов. Очень зрелищно описаны все географические точки – города и страны, дороги и люди, природа и даже еда. «Лирический» герой – сам автор – думает, размышляет у нас на глазах; его переживания, сомнения создают «довольно острый сюжет и очень непростую фабулу». Критика отмечает, что эта книга – наиболее цельная, зрелая из «дневниковых» книг Гришковца, с её спокойным темпом, остроумными заметками и комментариями, оригинальными вставками-эссе на разные темы.
В одной из вставок – рассказе «Ангина» - герой, находясь в дороге, читает произведение из японской литературы о странствиях некоего Фукакусы, и повествование это «создавало ощущение бесконечно долгого путешествия», причем выясняется, что это только один из семи свитков повести странствий. Вот такая же «повесть странствий» получается и у Е. Гришковца.
«Я, да будет вам известно, Фукакуса, смиренный житель столицы», - так начинается древний текст, где «всё имело свои названия, всё было важно японскому автору». Так же важно всё описать в своих путешествиях и Гришковцу – чтобы донести свои ощущения, мысли и чувства читателю. Возникает пространство, географически обширное, доказывающее, как велик мир; в то же время существует и малый мир – в пределах одного города, родного дома, любимой семьи. Но всё же живая жизнь автора-героя – в пути, в постоянном движении, как и у вечного путника Фукакусы: «С шатких досок моста я снова ступил на дорогу. О, как столица от нас далека!..»
к списку