«Девочки» – не беллетристика с ее художественным вымыслом, это просто дневник любящей мамы, хроника жизни семьи, в которой подрастают две дочки. Записи, сделанные «на живульку», часто состоящие из детских наивных вопросов и младенчески глубокомысленных высказываний («устами младенца глаголет истина»), охватывают период с 1941 по 1955 год. Это подлинный исторический документ, содержащий факты бытия людей той далекой уже эпохи. Однако многие вещи, о которых размышляет Фрида Абрамовна, и сегодня не потеряли своей актуальности. На то они и вечные ценности.
В книге нет особых нравоучений и советов, более того, читая, понимаешь, что автор не является эталоном матери, она живой человек, вполне способный сорваться на своего ребенка, отшлепать, наговорить обидных слов. Она, как любая мать, идет путем своих ошибок, и прекрасно понимает, что нет в воспитании единых канонов и правил. Не зря спустя годы в дневнике появляется покаянная приписка: «Господи, какая же дура я была!». Наверное, именно откровенностью и исповедальностью этих записей объясняется возникающее после прочтения книги чувство, что с каждым персонажем ты знаком лично, и это уже не персонажи, а близкие тебе люди.
Стыдно признаться, но для меня, читателя с солидным стажем, Фрида Вигдорова – новый автор. Раз и навсегда попав под обаяние этой личности, хочется узнать о ней как можно больше. Фрида Абрамовна не стремилась к известности. Она была педагогом и журналистом. Превыше всего она ценила не искусство, а реальность. Надежда Мандельштам писала о Фриде Вигдоровой, что борьба за чужую жизнь – ее образ жизни. Подвижничество в миру – самая тяжелая стезя. В возрасте пятидесяти лет «маленькой великой женщины» не стало.
Корней Чуковский для своей известной книги «От двух до пяти» пользовался материнскими дневниками Вигдоровой, а Александр Галич посвятил ее памяти песню «Уходят друзья»…
к списку