«Есть Ангел смерти; в грозный час
Последних мук и расставанья
Он крепко обнимает нас,
Но холодны его лобзанья…» (М. Ю. Лермонтов)
Ирина Одоевцева, «маленькая поэтесса с огромным бантом», целиком и полностью принадлежащая к ушедшему Серебряному веку, большую часть жизни прожила в эмиграции. Там она неожиданно создала удивительный, не похожий ни на что другое, роман. В зарубежной прессе писали: «Это роман юности, полный снов, ужаса, очарования, редкой прелести…». Отмечалось, что «Ангел смерти» написан нежно и тонко, что «в книге разлита трагическая красота».
К теме детства русские писатели обращались часто, но ещё никогда роман о детстве не был таким странным. Но ведь и сама Одоевцева была очень странным человеком, «с душой причудливой, лёгкой и насмешливо-печальной» (Г. Адамович).
«Ангел смерти» – это история о девочке-подростке Люке, ее наивно-восторженном и в то же время вызывающе-циничном восприятии жизни, о детской жестокости и о зыбкости мира. Эта зыбкость, неопределённость, неустойчивость – буквально во всём. Сама Люка находится между беспечным детством и пугающей (но и манящей) взрослой жизнью. Она живёт с матерью и старшей сестрой в эмиграции, во Франции. Ее обрывочные воспоминания о России, похожие на сказочные сны, загнаны в самые дальние уголки сознания. Там, в Петербурге, был дом, была семья. То детство действительно было чудесным. Но все разрушено, сметено, уничтожено. Поэтому с детством Люка прощается без сожаления: «Значит, кончено детство. Что ж, и слава Богу. Не жалко. Это все выдумки про «золотое детство».
Взрослая жизнь, в которую вступает героиня, ей непонятна, непонятны поступки и поведение людей. Люка воспринимает всё ещё слишком поверхностно, истолковывает по-детски наивно, многое додумывает и фантазирует. Девочку-подростка волнуют вдруг захватившие её, как стихия, чувства и ощущения. Так же стихийно её поведение и сумасбродны поступки – она не успевает задуматься ни о последствиях, ни о чувствах других людей. Не случайно в ночных видениях Люки – «ангел смерти» с чёрными крыльями, Азраил. Он как будто сопровождает её в жизни, проявляясь то в снах, то наяву. Когда первая любовь, такая глупая и безрассудно-слепая, оборачивается трагедией, Люка вновь видит знакомые чёрные крылья – они всегда рядом.
Роман Одоевцевой показывает нам события через восприятие юной девочки, здесь нет вообще авторского комментария и анализа. Тем сильнее оказывается проникновение в душевный мир героини. Этому же способствует язык романа – простой и ясный, с точными и свободными описаниями, прекрасной речью давно ушедшего времени, такой, что можно почувствовать цвет и свет, звуки и запахи…
Недаром уже в первых откликах на роман отмечали: «Одоевцева создала вещь незабываемой красоты…».
к списку