«Юмор – это декларация достоинства, утверждение
превосходства человека над тем, что с ним случается».
Роман Гари
Эпиграфом о юморе начитается эта далеко не юмористическая по своей сути книга французской писательницы. Это, скорее, смех сквозь слезы.
«В Париже, на улице Меркер, в доме 12, два года проживала семья Морлеван. В первый год – трое детей и двое взрослых. Во второй год – трое детей и один взрослый. А с этого утра – только трое детей». Вот начало истории, одновременно простой и просто трагичной год. Трое ребятишек, двое из которых «особо одаренные», а третья пока просто маленький ангел, решают, как сохранить свою так резко сократившуюся на двух взрослых семью. «Морлеван или смерть!» - девиз их маленького содружества. Так смогут ли дети управлять своей судьбой в далеко не идеальном мире взрослых?.. Кого ищут и находят в этом мире Симеон, Моргана и Венеция?
Находки, прямо говоря, обескураживают. Сводный брат Барт – гомосексуалист, шалопай и бездельник. Сводная сестра Жозиана – снобка и расчетливая стерва. Все очень далеко от нарисованных иллюзий, но для маленьких Морлеванов счастье уже в том, что они не одни на этом свете. И вот уже Барт и Жозиана, сами еще того не сознавая, входят в запутанную жизнь сирот, как-то участвуют в ней – и это сближает и их тоже, разбросанных и душевно одиноких.
Книга, небольшая по объему, ненавязчиво, между прочим, погружает нас в бездны бесконечных разнообразных проблем реального мира. Внезапно обнаружившаяся страшная болезнь старшего мальчика Симеона заставляет подумать о проблеме больных детей. Также автор касается и других тем: самоубийство; домашний терроризм; психология «особо одаренных»; отношение общества к гомосексуалистам; бездетность в благополучном браке; опека и воспитание в приютах; роль семьи в современном обществе; проблема взросления подростка; ответственность за других; а также – человеческое одиночество, человеческое милосердие и человеческая жестокость.
Все герои так или иначе вовлечены в историю с детьми. И даже второстепенные персонажи имеют какую-то свою «фишку», штришок, деталь, обрисовывающие их ярко (шоколадки судьи Лоранс или сердечки маленькой Венеции).
Да и совсем уже отрицательных образов среди встреченных детьми взрослых в книге почти нет (муж-тиран соседки Эме – наказан справедливой естественной смертью; мерзкий себялюбивый дружок Барта Лео – изгнан и забыт). Есть в этом некоторая сказочность сюжета.
Взрослые, самые разные люди (судья, врач, «социаленный работник» и другие) – в общем, милые и симпатичные люди, помогающие сироткам. И все вместе дружно побеждают зло и тяготы судьбы – как в сказке. Забавные детки Морлеваны умудряются вторгнуться в жизнь всех и внести изменения. Все меняются и всё меняется. Царствует любось, понимание, неравнодушие.
Хотелось бы, чтобы вот так и было всегда в настоящей жизни. И эти чувства удается затронуть автору.
Впрочем, финал книги – открытый. Неизвестно, что еще предстоит пройти героям. Даже с болезнью не все еще ясно, так что хэппи-энда, пожалуй нет. А вот жизнеутверждающее настроение есть. И много легкого, простого юмора.
Книгу эту надо читать всем, независимо от возраста. Для души, для сердца, для ума. Смеяться и плакать – и не стыдиться этого.
к списку